7-я Московская международная биеннале современного искусства
Новая Третьяковка, Москва
19 Сентября 2017 - 22 Января 2018
Куратор: Юко Хасегава
В Новой Третьяковке прошел основной проект 7-ой Московской биеннале современного искусства, в котором принимали участие произведения из корпоративной коллекции Газпромбанка.
В этом году Московскую биеннале современного искусства, которая проходит в столице раз в два года, готовила новая команда. Вместо бессменного комиссара прошлых биеннале Иосифа Бакштейна, главную выставочную площадку проекта, а также его куратора выбирал экспертный совет во главе с Семеном Михайловским, комиссаром павильона России на прошедшей Венецианской биеннале. Ответственность за приуроченный к году экологии проект возложили на куратора, для которой проблемы окружающей среды - давно знакомая тема. Юко Хасегава, арт-директор Музея Современного искусства Токио, делала на эту тему выставки на 7-Биеннале в Стамбуле, 29-ой Биеннале в Сан-Паулу и на Биеннале в Шардже в 2013 году. В итоге основной проект, проходящий впервые за историю биеннале в Новой Третьяковке, Хасегава посвятила спору технического прогресса с природой, благо в это противостояние несложно вписать и другие актуальные вопросы, среди которых сложное взаимодействие «витающей в облаках» (цифровых) молодежи и уходящего корнями в традиции старшего поколения. Концепцию отражает название проекта, которое на английском выглядит как «Clouds ⇄ Forests», а в русском варианте обозначено как «Заоблачные леса».
Российские художники прислали более 600 заявок, а Хасегава, опробовавшая новшество биеннале этого года - конкурсный отбор участников, выбрала 51 произведение. Их авторами нередко становились совсем молодые художники; работы нескольких участников: Алины Гуткиной, Михаила Толмачева, а также знакового для русского искусства 1990-х годов дуэта Виноградова - Дубосарского, ныне достигшего мировой известности, были отобраны из коллекции Газпромбанка.
Представитель московского био-арта Илья Федотов-Федоров (1988 г.р.) на биеннале представлен ранними работами, как раз того периода, когда художник еще учился на генетика, ИПСИ (Институт Проблем современного искусства, основанный Иосифом Бакштейном) и Школа современного искусства «Свободные Мастерские» возникли в его жизни позднее. Его рисунки, напоминающие то ли древние письмена, то ли растительные орнаменты, - на самом деле переведенные в двоичный код имена домашних муравьев художника. Еще одна выпускница ИПСИ, Алина Гуткина, напоминает зрителям биеннале о необходимости бойкота любых брендов, участники ее перформанса пишут рекламные лозунги прямо на коже.
Почти все работы американки Марины Зурков посвящены природным катастрофам. В ее анимационном «Мезокосме» животные и птицы гуляют вокруг образовавшейся из-за нефтяных разработок карстовой воронки: все герои экосистемы взаимодействуют друг с другом согласно придуманной художницей компьютерной программе. А вот в работе француженки Мари-Люс Надаль всем заправляет Бог Тумана. Этот одетый в костюм мифологического персонажа герой с черно-белой фотографии у входа в зал присматривает за «Фабрикой пара» - машинами, создающими на глазах у зрителей облака в прозрачных кубах. В противовес «невесомым материям» инсталляция британцев Рэвиталь Коэн и Туур Балена предвещает реальную бурю. За черной дверью в черном коридоре художники поместили большое растение, опутанное проводами. Замершее без света и движения воздуха, погруженное во влажную неподвижность (какая бывает за секунду до урагана), оно заставляет подумать о будущем всех растений (и не только растений) планеты. Апокалиптическими ощущениями проникнута и впечатляющая инсталляция лауреата премии Тернера, француженки Лор Пруво «Все позади, мы спускаемся в глубину души». Она состоит из трех видео-экранов, стоящих в зале, по которым словно растеклись лужи с мусором. Задача зрителя (практически невыполнимая) - досмотреть хотя бы одно видео конца, не отвлекаясь на грязь по соседству. Зато на трогательных «Оленей» на картине Владимира Дубосарского и Александра Виноградова несложно смотреть бесконечно.
Говорят, что если сложить все видео из основного проекта, получится более 6 часов непрерывного искусства. Большую часть из них наверняка, займет выделенный в особую зону интерактивный проект Бьорк - певицы, актрисы и художницы. Аттракцион представляет собой путешествие по видео-клипам исландской певицы с ее последнего альбома Vulnicura, которое гости совершают в VR-очках. Можно, например, оказаться внутри сырой исландской пещеры, на берегу Рейкявика, и даже во рту певицы. На фоне такого ошеломляющего, и не сказать что приятного, опыта - четыре абстрактные работы из меди, сделанные бывшим возлюбленным певицы Мэтью Барни специально для биеннале, кажутся скромными. Даже несмотря на то, что на выставке они самые дорогие ( $1 млн.)
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. «Олень». 2003. Фото: Наталья Польская.
Алина Гуткина. Из серии «I AM». 2010. Фото: Наталья Польская.
Михаил Толмачев. Из серии «Земля-Воздух». 2013. Фото: Наталья Польская.