Exhibitions-projects

Перспективы. Там, где тело встречает разум

Casa de Rusia, Барселона

14 Ноября 2019 - 30 Ноября 2019

Кураторы: Иоле Пеллион ди Персано, Стефан Стоянов

Художники: Саша Пирогова, Елена Ковылина, Виктор Алимпиев


Виктор Алимпиев. Кадр из видео «Корона». 2012-2013.

 

Три русских видеохудожника примут участие в выставке «Перспективы. Там, где тело встречает разум» в рамках фестиваля видеоискусства LOOP в Барселоне. Выставка подразумевает диалог – работы Виктора Алимпиева, Елены Ковылиной и Саши Пироговой (их предоставил для выставки из своей коллекции Газпромбанк) соседствуют с видео Гэри Хилла, Пабло Лобато и Энрике Рамиреса (из собрания ScreenProject, платформы, поддерживающей видеоарт). Кураторы выбирали работы, обнажающие противоречия духа и тела и фокусирующиеся на языках – вербальном и телесном.

 

«Комментарий» (1980) Гэри Хилла (классик видеоарта, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале, который в этом году участвовал в проекте ГМИИ в Венеции, где разложил живопись Тинторетто на простейшие элементы и спектры), казалось, основан на голом нарративе. Это манифест против телевидения, в котором художник сомневается в самой возможности коммуникации; два комментатора, лишенные разделяющего их телевизионного экрана и редакторской поддержки, бесмыссленно перекрикивают друг друга. В «Очереди» (2014) Саши Пироговой важна литературная основа – фильм сделан по мотивам одноименного романа Владимира Сорокина, в котором на язык тела переведены сорокинские злые вопросы и ремарки. «Преодолевая стену» (2012) Энрике Ромиреса отсылает к 13 статье Декларации прав человека, обеспечивающей свободу передвижения. Сюжет сам выстраивается из еле заметных движений, покачиваний, тиков и дрожаний рук: молчаливые пассажиры парома плывут куда-то в поисках счастья и смысла. С тем, чтобы в последнем кадре очутится на выломанном куске пола, вставшем на якорь в виду неведомого берега.


Но максимум телесности и эмоциональности достигается в «Боксе» (2009) Елены Ковылиной, который на самом деле не видеоарт, а документация перформанса, прошедшего в 2005 году в XL Projects на АРТСтрелке. Вдохновившись примером дадаиста, поэта и боксера Артура Кравана, племянника Оскара Уайльда, художница отстаивает свое место в искусстве в честном бою на боксерском ринге, и вызывает желающих померяться с ней силой. Бой оказывается шокирующим, а художница оказывается одновременно и агрессором, и провокатором, и жертвой.


Выставка откроется в Casa de Rusia в Барселоне.


Елена Ковылина. Документация перформанса «Бокс». 2009.