Exhibitions-projects

Петр Быстров. Люди. Деньги

Галерея JART, Москва

11 Апреля 2019 - 2 Июня 2019

Куратор: Николай Палажченко


Выставка «Люди.Деньги». Галерея Jart. 2019.

Мало кто из современных художников может похвастаться изобретением собственного метода в искусстве. Один из тех, кто может, — Петр Быстров. Уникальная авторская техника скобогравюры позволяет Быстрову создавать произведения, используя, на первый взгляд, далеко не художественные материалы — строительные скобы, скрепки, провода, проволоку, гайки, куски жести, детали механизмов и приборов.


Опытный и тренированный атлет, Быстров играючи преодолевает сопротивление материала. Голыми руками, без дополнительных инструментов и приспособлений, буквально «из ничего», вернее, из бытового сора и строительного мусора он складывает свои знаменитые «портреты». В изгибе кочерги, в сочетании деталей мясорубки, кабеля спецсвязи и обрывков ткани он видит сам и предлагает зрителю увидеть образы Семена Буденного, Карла Лагерфельда, Джона Леннона, Владимира Маяковского и других героев и персонажей современного поп-культурного «пантеона». Смекалка, с которой художник выхватывает из повседневности и раскрывает творческий потенциал любого обломка, обрывка и осколка, дополняет его уже давно сложившийся образ «современного Левши». Но пафос сравнения с трагическим персонажем повести Николая Лескова сглаживается бесконечной самоиронией Быстрова и его трогательной любовью к героям своих работ.

Петр Быстров «Сосед Карл». 2015.

Впрочем, Быстров привязан не только к реальности. Не чужда ему и сверхреальность — мир «всеобщего эквивалента меры стоимости всех вещей». Что может быть реальнее и одновременно абстрактнее денег? Точно так же, как иконы современной культуры, художника привлекают культовые образы советских «трешки» и «четвертака» (купюры достоинством 25 рублей), стодолларовой банкноты или «бумажки» в 500 евро. Петр досконально исследует выбранную им сверхнатуру. Он то разъединяет купюры на части и составные элементы, то собирает их заново, словно пытаясь разгадать магию денег с помощью близких к алхимическим методов и ритуалов.

Выставка «Люди.Деньги». Галерея Jart. 2019.

На выставке Петра Быстрова в галерее JART знаменитые портреты художника не просто так соседствуют с работами из его же «денежной серии». Автор не противопоставляет реальное и абстрактное, конкретное и отвлеченное, человеческое и относящееся к бездушному миру «всеобщего эквивалента». Созданные Быстровым «денежные знаки» нередко обладают очарованием и привлекательностью живых существ, представая персонажами со своей собственной историей, харизмой и характером, в то время как образы людей, наоборот, превращаются всего лишь в странный и очень красивый пазл, сложенный из осколков реальности.
В выставке принимали участие работы Петра Быстрова из частных коллекций и коллекции Газпромбанка. 



В коллекции Газпромбанка находятся работы «Сосед Карл» и «500 рублей» из серии «Деньги». 



 

 

Художник о серии работ «Деньги»:


Какими вообще должны быть деньги?


Ответ прост — большими.

Чтобы на них хоть что-нибудь можно было купить.


Впрочем, деньги должны не только обладать покупательной способностью, но еще и красиво выглядеть. Хорошо, если с поверхности купюры на нас взирает не цареубийца, а какой-нибудь мореплаватель, поэт или герой, кто-то вроде Робина Гуда, Лермонтова или Гагарина. Желательно также, чтобы деньги хрустели.


Всем этим критериям соответствует купюра в 500 рублей. В магазине с пятью сотнями чувствуешь себя хорошо, уверенно. А если это пачка пятисотрублевок, то вообще прекрасно!


Другое дело — заграница. Там без пятисот евро в кармане и шагу не ступишь.


По цвету купюры в пятьсот евро и в пятьсот рублей одинаковые, темно-красные с фиолетинкой, графически и художественно интересные. Дорогие, как современное искусство. Естественные, как повседневные нужды. Одним словом, хорошо быть при деньгах…