«Присутствуя в городе явно и незримо»
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Москва
10 Июня 2015 - 26 Июля 2015
Куратор: Андрей Парщиков
Художники: Виктор Алимпиев, Сергей Братков, Алина Гуткина, Дмитрий Гутов, Вадим Захаров, группа «Лаборатория городской фауны», Юрий Лейдерман, Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Александра Паперно, Ольга Чернышева, Иван Чуйков
Проект премьерной презентации в Москве избранных произведений из коллекции Газпромбанка исследует проблему рождения знания из художественного опыта. Зрителя приглашают задуматься о возможности существования не только материалистического знания, но и искусства как определенного способа генерации, реинтерпретации и дистрибуции знания «другого порядка». Художники в основном работают с окружающим пространством их личных мифологических систем и с пространством системы социальной. Поэтому в центре выставки - город, но не тот, описание которого можно найти в путеводителях, а персональные города, их бытовые ритуалы и скрытая жизнь, загадки и духи места. Магия города — то, с чем художники сталкиваются чаще обывателя не только в силу внимательности и любопытности, но и потому, что искусство вобрало в себя и реинкарнировало образы и коммуникационные послания предыдущих эпох.
Название выставки отсылает к «розенкрейцевскому просвещению» -1623 году, когда в Париже внезапно появились таинственные афиши с надписью: «Мы, Представители Высшей Коллегии Розы-Креста, действительно присутствуем, явно, и незримо, в этом городе(…)».
«Незримая коллегия» розенкрейцеров основывалась на идее достижения знания через экспериментальное исследование и создала платформу для обмена идеями физиков, астрономов, математиков и натурфилософов, а в середине XX века еще одним коммуникационным сообществом, носителем и распространителем «особого знания» было названо современное искусство — герметичный новообразованный институт, исследовавший социальные проблемы, делавший их видимыми, а также задававшийся вопросами относительно собственной природы.
Исследование рождения знания из художественного опыта отвечает целям коллекционера, осуществляющего широкую образовательную и музейно-выставочную деятельность, показывая важность современной культуры и новейшего дискурса.
Анатолий Осмоловский. Cерия скульптурных объектов «Изделия». 2006. Юрий Лейдерман. «Репка и Кашалот». 2013.
Иван Чуйков. «Виды Москвы. Панорама в сумерках». 1993.
Сергей Братков. Из серии «Моя Москва». 2003-2012.