Exhibitions-projects

Выставка Living with art

XXIV Международный Консультативный Совет Государственного Эрмитажа

23 Августа 2018 - 26 Августа 2018

Куратор: Дмитрий Озерков


Константин Звездочетов. «Ангел чистоты». 2017. Ирина Корина. «Ксенофобия». 2014.
Татьяна Ахметгалиева. «Море дождей». 2013.

 

В Государственном Эрмитаже состоялось очередное, XXIV заседание Международного Консультативного Совета, созданного по инициативе ЮНЕСКО в 1994 году.

 

Встреча была посвящена актуальным проблемам развития Государственного Эрмитажа. В заседаниях Международного Консультативного Совета традиционно принимают участие директора и руководители крупнейших музеев и культурных институций мира: лондонской Национальной галереи,  амстердамского Рейксмузеума, музея Метрополитен в Нью-Йорке, Государственных художественных собраний Дрездена, Фонда прусского культурного наследия и другие.

 

Члены Консультативного совета познакомились с новыми выставками и экспозициями Эрмитажа. В рамках культурной программы участники посетили Большой Меншиковский дворец, Дворец Петра III, Китайский дворец и парк в Ораниенбауме, а также особняк Кушелева-Безбородко в Санкт-Петербурге.

 

В исторических интерьерах особняка Кушелева-Безбородко специально для членов Консультативного совета – руководителей Государственного Эрмитажа и  его гостей – была организована выставка современного российского искусства,  куратором которой выступил заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. Произведения для выставки были отобраны из коллекции Газпромбанка — единственной корпоративной коллекции, целенаправленно посвященной современному российскому искусству.


Вадим Захаров. «Фонтан». 1992-2000. Константин Батынков. «Буровая». 2009.

«Для выставки из более чем 1000 работ в коллекции Газпромбанка отобрано несколько десятков, - говорит Дмитрий Озерков. - Все они созданы молодыми российскими художниками и представляют искусство 1990—2010-х годов. Среди них классики современности, такие как Пригов, Звездочетов и Монастырский, и яркие молодые имена. Этот небольшой срез современных художественных процессов достаточно показателен. В нем звучит набор сюжетов и тем, к которым обращена сегодняшняя художественная мысль. В нем слышен разговор творческих поколений.

 

Непременная особенность российского искусства — в его внимании к связи прошлого и настоящего, старого и нового.

 

«Качалка» Ирины Кориной и три скульптуры «Настоящее совершенное» Александра Повзнера прямо обращены к теме времени, мутаций. Они про «дом наоборот». С них начинается и ими заканчивается выставка. Печальное и трагическое — и в истории, и в личной жизни — может адекватно восприниматься лишь на расстоянии, при условии определённого отстранения. История особняка и его будущее создают для этих работ именно такие условия. Хорошо смеяться над умной шуткой, когда все трагическое в прошлом.

 

О тех же отсылках к прошлому и необходимости (и невозможности) увидеть его иначе — «Фонтан» Вадима Захарова и «Земляные работы» Андрея Монастырского. Оба художника в разные годы представляли Россию на Венецианском Биеннале современного искусства с сольными проектами. Они открывают разговор о времени через его приметы.

 

«Море дождей» Татьяны Ахметгалиевой — многосложная деконструкция картинной плоскости, раскрывающейся в пространство дома. Доброе и милое ткачество не созвучно красному цвету нитей, кажется, тревожному и даже трагическому. Сходным образом, «Олень» Виноградова и Дубосарского — одновременная отсылка и к наблюдению природы, и к охотничьим удачам. В зависимости от возраста смотрящего, он может быть нежной детской картинкой или напоминанием об удачном трофее. Обе эти работы мы поместили в комнату с уникальным восточным потолком, чтобы мотивы картин и интерьера могли вступить в самые разнообразные диалоги.


Арсений Жиляев. «Кабинет К.Э. Циолковского». 2016.

О другом — «Кабинет Циолковского» Арсения Жиляева. Интерьер намеренно выстраивает реминисценцию научной и творческой работы важнейшего российского ученого, ставшего философом русского космизма и пророком советской космонавтики. Вокруг кабинета хозяина строится вся жизнь дворянского особняка. О той же теме книжного знания, но в ином — игривом и пародийном ключе — книжные полки Дарьи Иринчеевой.

 

Портреты Петра Быстрова играют на узнавание на расстоянии. Выложенные им из подручных материалов образы легко узнаются, но при приближении к ним удивляют банальностью исходных материалов. Это игра в знакомое—неизвестное и в богатое—бедное. Мы поместили их в большой парадный зал, где они висят словно портреты членов семьи русского дворянского рода.

 

Этот небольшой проект рассказывает и о лучших российских художниках, и о том, как на сами деле должно (а в будущем будет) жить их искусство в домах каждого из нас».

 

Выставка вызвала большой интерес и, как мы надеемся, способствовала достижению одной из важнейших для нас целей коллекционирования – более широкому знакомству мирового  художественного сообщества с творчеством сегодняшних российских художников.